Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка

(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года,
вступила в силу для СССР 15.09.1990 года)


История принятия и основные положения

(в изложении)

История принятия

Современное законодательство в области прав человека начало активно формироваться после окончания Второй мировой войны. Ужасающие зверства, насилия и массовые нарушения самых элементарных прав человека, данных ему от рождения, потребовали особых гарантий, как концептуальных, так и правовых, для разработки международных мер по защите прав человека. Создатели Организации Объединенных Наций сделали решительный акцент в ее Уставе на соблюдении “основополагающих прав человека”. В результате в уставе были сформулированы весьма четкие положения по правам человека2, что послужило началом новой эры международного законотворчества в этой области. ООН создала “универсальный свод законов” по правам человека, открытый для присоединения всех государств и обеспечивающий гарантии соблюдения прав человека включая экономические, социальные, культурные, политические и гражданские права. Ввела в действие механизмы защиты этих прав и определила систему помощи государствам, стремящимся должным образом обеспечивать соблюдение прав человека, в том числе и прав детей.

Благосостояние детей, защита их прав были настоятельной заботой ООН. Чтобы сконцентрировать внимание на решении проблем, касающихся детей, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЭФ), который и сегодня остается главным органом, осуществляющим международную помощь детям.

Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Однако первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им “счастливое детство”. Декларация провозгласила, что “человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет”, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. Она подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечивала надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования.

Отмечая двадцатую годовщину принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого было проведено множество мероприятий и выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН3 проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка явилась первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека - прав детей. Это дало блестящие результаты. 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. В первый день Конвенцию подписало 61 государство, что дало основание для ее быстрой ратификации. После ратификации Конвенции двадцатью государствами, в том числе и нашей страной, она вступила в силу 2 сентября 1990 года и стала частью международного права для этих государств.

После этого появилась возможность выполнить процедуры, необходимые для создания Комитета по правам ребенка и избрания в него десяти независимых экспертов. Комитет, согласно Конвенции, должен рассматривать доклады государств-участников Конвенции о мерах по выполнению установлений Конвенции. На основании изучения этих докладов каждые пять лет Комитет делает замечания, предложения и рекомендации, адресованные государствам-участникам Конвенции. Невыполнение рекомендаций и замечаний Комитета может повлечь упоминание государства, не выполняющего положений Конвенции, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Комитет каждые два года представляет доклад о своей работе Генеральной Ассамблее ООН, в нем приводятся рекомендации, данные государствам после рассмотрения их докладов по выполнению положений Конвенции о правах ребенка.

Если какое-либо государство не выполнило в должной мере рекомендаций, которые были даны при рассмотрении доклада Комитетом, то Генеральная Ассамблея может принять резолюцию, по которой этому государству трудно будет рассчитывать на моральную и материальную помощь со стороны других государств-участников Конвенции и международных организаций. Что отразится на положении детей в этой стране. Поэтому правительства стран-участниц Конвенции должны со всей серьезностью относиться к выполнению всех положений Конвенции и рекомендаций Комитета, чтобы избежать возможного ухудшения положения нуждающихся в помощи детей в своих странах.

Продолжением международного движения за права детей стала Всемирная встреча на высшем уровне, проходившая
в Нью-Йорке с 29 по 30 сентября 1990 года с участием многих глав государств и правительств, министров, постоянных представителей в ООН и представителей мировой общественности. Эта встреча показала, что международное сообщество преисполнено решимости улучшить участь детей, и обладает всеми возможностями для этого. На этой встрече были приняты “Всемирная декларация обеспечения выживания, защиты и развития детей”, а также “План действий по ее осуществлению”, которые были в тот же день подписаны 163 главами государств и правительств. Эта акция была рассчитана на обеспечение ратификации Конвенции всеми странами.

Для усиления этого процесса на Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. Это почти случилось в 1997 году, когда 191 государство стало участником Конвенции о правах ребенка. Только США и Сомали пока не присоединились к Конвенции.

По инициативе Франции, проявленной в 1996 году, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.

Присоединяясь к Конвенции о правах ребенка, государства берут на себя обязательства пересмотреть свое национальное законодательство с тем, чтобы обеспечить его полное соответствие установлениям Конвенции, а также нести ответственность за несоблюдение всех ее требовании перед международным сообществом. Следует контролировать государственную политику в сфере соблюдения прав ребенка со стороны общественности. Конвенция о правах ребенка по существу является “великой хартией вольности” для детей и “мировой конституцией” прав ребенка - важнейшим документом в серии гарантирующих защиту прав человека. В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав человека, и дано их толкование, принимая во внимание, что “ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения”.

Преамбула

Государства-участники настоящей Конвенции,

считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле;

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе;

признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства;

напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь;

убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества;

признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания;

считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности;

принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей;

принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, “ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения”;

ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты благополучия детей, особенно при передаче их на воспитание и усыновление на национальном и международном уровнях, минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (“Пекинские правила”), и материалы Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов;

признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании;

учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка;

признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах;

согласились о нижеследующем:

Основные положения

Ребенок является субъектом права и все права человека - гражданские, культурные, экономические, политические и социальные - необходимые для его выживания, развития и защиты, взаимозависимы и неделимы.

Конвенция в статье 1 определила, что “ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста”, за исключением тех случаев, когда по закону, который применяется к данному ребенку, совершеннолетие наступает раньше.

Важнейший принцип международного права - осуждение дискриминации – включен в Конвенцию и в отношении детей. В статье 2 говорится, что “Государства-участники уважают и обеспечивают права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации. В независимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств”. Конвенция рекомендует принять все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации в связи со взглядами или убеждениями ребенка, его родителей, законных опекунов или иных членов семьи.

Конвенция (статья 3) настоятельно рекомендует государственным, частным учреждениям в отношении детей руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка во всех областях жизнедеятельности. Этот принцип относится к решениям судов, административных и законодательных органов, государственных и частных учреждений. Его осуществление считается одной из важнейших задач Конвенции.

Государства-участники обязуются обеспечить такую защиту и заботу, которые необходимы для благополучия ребенка, принимая во внимание и уважая права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону (статья 5).

Статья 6 Конвенции признает, что каждый ребенок, как и любое человеческое существо, имеет неотъемлемое право на жизнь. И поэтому каждое государство-участник Конвенции обязано принять конкретные меры в целях создания условий обеспечения в максимально возможной степени выживания и здорового физического, умственного, духовного, нравственного, психологического и социального развития ребенка для подготовки его к самостоятельной жизни в обществе.

Конвенция знаменательна тем, что впервые проложила путь к признанию права ребенка на уважение его взглядов и права свободного выражения этих взглядов по всем затрагивающим его вопросам. В семейной и школьной жизни; при отправлении правосудия; при помещении в учреждения по уходу за ним и во время нахождения в них; при предоставлении убежища и т. д.

Конвенция признала право ребенка иметь и выражать свое мнение, право получать и передавать информацию в различных формах, не порочащих репутацию других лиц и не наносящих ущерб государственной безопасности, здоровью или нравственности населения, а также право ребенка на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и мирных собраний. В ней рекомендуется уделять должное внимание этим правам “в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка” (статьи 12, 13,
14, 15
).

Особое внимание в Конвенции уделяется гражданским правам и свободам, включающим право ребенка иметь имя и гражданство с момента рождения (статья 7) и сохранять индивидуальность, включая гражданство, имя и семейные связи (статья 8). Ребенок имеет право на защиту личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту от посягательств на честь и репутацию
(статья 16).

Ребенок не может подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство видам обращения и наказания (статья 37а). Конвенция предусматривает также, что ни смертная казнь, ни пожизненное заключение не могут назначаться за преступления, которые совершены лицами моложе 18 лет (статья 37а).

Большое внимание Конвенция уделяет семейному окружению ребенка и альтернативному уходу за ним, предусматривая право родителей руководить ребенком (статья 5) и ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка (статья 18, п.п. 1 - 2). Внимание уделяется случаям разлучения ребенка с родителями и воссоединения семей (статья 9 и 10), незаконному перемещению и невозвращению детей из-за границы (статья 11), проблемам по восстановлению содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка (статья 27, п. 4).

Особо оговариваются случаи, когда ребенок, лишенный временно или постоянно семейного окружения, или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства (статья 20), проблемы усыновления (статья 21).

В Конвенции широко представлен материал по социальной защите детей. Подчеркивается необходимость периодической оценки условий, связанных с попечением о ребенке (статья 25), пресечения грубого обращения и отсутствия заботы о ребенке, защиты его от всех форм физического и психологического насилия (статья 19). Государства-участники обязуются принять все меры для физического и психологического восстановления ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации, пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов (статья 39).

Особое место в Конвенции занимают статьи, касающиеся медицинского обслуживания и повышения жизненного уровня детей с целью обеспечения их выживания и здорового развития (статья 6. п. 2). Проблемам охраны здоровья и услуг в области здравоохранения посвящена статья 24. Социальному обеспечению, службам и учреждениям по уходу за детьми
статьи 26 и 18. п. 3. Проблемам детей, неполноценных в умственном или физическом отношении статья 23. Конвенция признает право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития и ответственность семьи и государств-участников за обеспечение этого уровня (статья 27).

Должное внимание в Конвенции уделяется вопросам образования, включая профессиональную подготовку и ориентацию, с целью ликвидации невежества и неграмотности во всем мире (статья 28).

Конвенция признает за ребенком право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, а также заниматься искусством и участвовать в культурной и творческой жизни (статья 31).

В Конвенции можно выделить особые меры защиты детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях. Для детей - беженцев это решение проблем получения статуса беженца и надлежащей защиты, вытекающей из норм международного гуманитарного права (статья 22). Для детей в вооруженных конфликтах это вопросы физического и психологического восстановления (статьи 38,. 39). Для детей в системе отправления правосудия по делам несовершеннолетних и детей, лишенных свободы, включая любую форму задержания, тюремного заключения или помещения в исправительное учреждение, это содействие их реинтеграции и выполнению ими полезной роли в обществе (статьи . 37 и 40).

Конвенция рассматривает ситуации, в которых могут оказаться дети, подвергшиеся экономической эксплуатации, т.е. дети, выполняющие работу опасную для их здоровья, физического, умственного, духовного, морального и социального развития (статья 32). В этой же статье устанавливается возрастной ценз для принятия ребенка на работу, продолжительность рабочего дня и др.

Конвенция рекомендует необходимые меры защиты детей от незаконного употребления наркотических средств (статья 33) и от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34), а также от их похищения, торговли ими в любых целях и в любой форме (статья 35). При реализации этой статьи необходима координация с положениями других статей Конвенции, например, по усыновлению, трудовой и сексуальной эксплуатации и т. д.

Конвенция утверждает, что ребенку, проживающему в государстве, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой, религией, обрядами и родным языком (статья 30).

Отличительная особенность Конвенции заключается в том, что она закрепляет только самые насущные права ребенка. Это как бы самый низкий стандарт в области прав ребенка, тот минимум прав, которые должен иметь каждый ребенок. Законы государств-участников могут и должны в большей степени способствовать осуществлению прав ребенка (статья 41).

II часть Конвенции посвящена учреждению Комитета по правам ребенка с соответствующими функциями, а также программе его деятельности (статьи с 42 по 45).

Поскольку Конвенция предусматривает энергичное распространение информации о соблюдении прав ребенка, государства-участники в своих отчетах Комитету по правам ребенка должны сообщать о принятых или планируемых мерах по пропаганде принципов и положений Конвенции, как для взрослых, так и для детей. Доводить содержание своих докладов об осуществлении положений Конвенции до сведения широкой общественности в своих странах.

Государства-участники должны стремиться расширять права своих детей, принимая дополнительные законы, развивающие и распространяющие идеи Конвенции. Это тем более важно, что не все международно-правовые документы известны даже служащим правоохранительных органов.

Поэтому крайне важно, чтобы национальное законодательство, включая кодексы, административные акты, должностные инструкции, было пересмотрено на предмет соответствия его положениям Конвенции и другим международным актам, упомянутым в ней и имеющим отношение к детям.

Пока же во многих странах, в том числе и в РФ национальное законодательство, долженствующее охранять интересы детей, не выполняется надлежащим образом, в том числе и потому, что лица, призванные исполнять законы, и дети, интересы которых охраняет эти законы, не знают элементарных конвенционных норм, касающихся прав детей.

Поэтому так важно широко информировать как взрослых, так и детей во всех странах о принципах и положениях Конвенции. Не случайно ООН объявила десятилетие (с1995 по 2004 год) десятилетием преподавания прав человека. Естественно, это относится и к правам ребенка.

***

Конвенция о правах ребенка, устанавливающая международные нормы защиты прав детей, является на данном этапе уникальной по полноте охвата проблем детства. Ее исключительность подтверждается не только беспрецедентной скоростью, с которой она получила признание, так как ратифицирована большим числом государств, чем любой другой международный документ о правах человека, но и высокой степенью международного сотрудничества и координации действий по ее осуществлению.

Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 3 (196)


2 Ст.1 Устава утверждает, что уважение к правам человека является основным средством достижения целей Организации Объединенных Наций, а статья 55 и 56 прямо обязывают государства - члены ООН содействовать “всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод”.

3 В 1946 г. Экономический и Социальный Совет создал Комиссию по правам человека, которая принялась за разработку основных прав и свобод человека. Комиссия - орган ООН, определяющий основные направления деятельности по защите прав человека, - изучает проблемы, возникающие в этой области, систематизирует новые международные нормы, наблюдает за соблюдением прав человека во всем мире, предоставляет помощь и рекомендации при образовании правозащитных организаций в новых или только возникающих демократиях.